Русские серебряные изделия XIV— XVII веков
Фото на бесплатную оценку можно отправить через нашу форму:
В данном разделе мы предоставляем справочные материалы по различным Старинным вещам, Предметам сельского быта, Статуэткам из цветных металлов, Фарфоровых изделий различных заводов, Икон, Янтарных бус, Коралловых бус, Янтаря, Столового серебра, Статуэток Будды, Золота, Старинных и современных часах, Самоварах, Картин, Значков, Медалей, Орденов, Царских монет, Старинных книгах до 30-х гг., Холодного оружия до 1945 года, Старинной мебели Царской России, Европы, Азии. Если вы не нашли нужную вам информацию, напишите нам и мы постараемся её предоставить.
Для этого вам нужно заполнить форму связи, указать в комментарии интересующие темы.
Собрание древнерусского серебра в Государственных музеях Московского Кремля — единственное среди музейных коллекций нашей страны, позволяющее наиболее полно раскрыть яркое, самобытное, отличающееся большим национальным своеобразием искусство русских ювелиров, чеканщиков, граверов, эмальеров и мастеров черневого дела.
Оружейная палата по праву гордится богатейшей коллекцией древнерусских серебряных изделий. Многие из них, составлявшие в прошлом ядро великокняжеской и царской сокровищницы, принадлежат к числу шедевров мирового искусства. Обширность коллекции, охватывающей несколько столетий, высокий художественный уровень произведений определяют её несомненную ценность. Ценность коллекции ещё и в том, что многие русские золотые и серебряные изделия не имеют аналогий ни в отечественных, ни в мировых музейных собраниях.
Венец XVI век
Краткое описание:
- Россия
- Серебро, чернь, резьба, золочение.
- 24,5 х 24,5 см.
- Пост. из фонда церковных ценностей в 1931 году.
- Инв. МР-10139
- По черневому фону размещены резные, спиралевидные побеги и три восьмилепестковые розетки.
Каждый предмет древнерусского прикладного искусства — своеобразный памятник времени. В бытовых культовых изделиях как бы предстают овеществлённые этапы русской истории. Ранние памятники, представленные на этой странице, относятся к XVI—XV векам — периоду феодальной раздробленности и времени становления Русского централизованного государства.
Их сравнительно немного, но они достаточно полно характеризуют уровень развития художественного ремесла, непрерывность ремесленной традиции, корни которой уходят домонгольское время. Искусство русских ювелиров этого периода являются частью высокой культуры Древней Руси.
Оправа мощевика
Один из редчайших, представленных экспонатов — серебряная золочёная оправа мощевика из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля с чеканным изображением в рост святого Пантелеймона и Стефана, — может быть отнесён к первой половине XIV века — тому сложному периоду русской истории, когда золотоордынские полчища грабили и жгли русскую землю, огнём и мечом уничтожали всё на своём пути, когда рекой лилась людская кровь, ибо завоеватели, по словам летописца, "люди секущие аки траву". В памятниках прикладного искусства той поры воплотились патриотические идеи и идеи воинского подвига, являвшиеся отражением вековой борьбы народа за освобождение от иноземного ига.
Краткое описание:
Оправа мощевика. Певая половина XVI века. Новгород.
Серебро, чеканка, золочение. 15 х 9,5
Пост. из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
Инв. МР-8406
Лицевая сторона оправы мощевика имеет форму прямоугольной пластины с большим вырезом по контуру мощей в центре. По сторонам — чеканные в рост фронтальные изображения св. Пантелеймона и Стефана и чеканные колончатые надписи: "Пантелеймонъ Стефанъ". В левой руке Пантелеймона — ковчежец с островерхой двускатной кровлей, в правой — свиток. В левой руке Стефана — ковчежец с округлой кровлей, украшенный геометрическим чеканным орнаментом, в правой — кадило с тремя цепями. В нижней части оправы — рамка с чеканным вьющимся стеблем с крупными листьями.
В левом нижнем углу резная надпись: "ЛГ золот" (33 золотника).
Контуры оправы мощевика, вырез для мощей, нимбы святых обведены чеканным точечным орнаментом, имитирующим сканый жгут.
Основанием датировки памятника служит его стиль: Симметричная композиция, плоскостное её решение, чёткий силуэт двух фронтально расположенных фигур, вся пластическая организация изображения. Колончатые надписи и особый знак на конце в виде стилизованной греческой сигмы были характерны для византийской живописи и русского искусства домонгольского периода. Архаизирующая тенденция изображения, простонародные лики, большие гладкие нимбы, идущие от линии плеча, крупные драпировки одежд с характерным орнаментом вьющегося стебля на подоле позволяют предположить, что это памятник новгородского происхождения.
В XV веке в Новгороде местная традиция и художественная культура Византии были определяющими в развитии искусства. "Переписанная книга" — опись Благовещенского собора 1634 года — среди 35 ковчегов-мощевиков, относящихся ко времени царствования Бориса Годунова и Михаила Романова, мощевик с изображением Пантелеймона и Стефана упоминает в числе двух, время и место "построения" которых не обозначены. Возможно он попал в ризницу домовой церкви московских князей и царей в конце XV века в качестве "поминков", полученном Иваном III, или был вывезен во времена Ивана Грозного вместе с другими произведениями новгородского искусства. Независимо от этого следует отметить стилистическую уникальность памятника, не имеющего аналогий среди немногочисленных, дошедших до нашего времени прикладного искусства XIV века, выполненных их серебра.
Из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля, где были сосредоточены великокняжеские реликвии, происходит группа серебряных наперсных крестов-мощевиков, относящихся к XIV— XV векам и употреблявшихся в качестве благословенных крестов, а также оберегов в военных походах.
Крест-мощевик наперсный с энколпионом внутри
Краткое описание:
- Крест — XV век Россия.
- Энколпион — XIII век.
- Серебро, медь, литьё, чернь, чеканка.
- Крест — 8 х 14 (с оголовьем).
- Энколпион — 7,8 х 7.
- Пост. из Благовещенского собора Московского Кремля в 1935 г.
- Инв. МР-6173/1-2
На лицевой стороне серебряного креста черневые изображения: в центре — Распятия с четырьмя поясными предстоящими, на верхнем конце — Троица и двух парящих ангелов, на нижнем — св. Николая.
На оборотной стороне, в центре, в круге, черневое изображение Знамения и шести святых на концах креста: Кирилла, Варлаама, Пафнутия, Никона, Андроника и Лариона.
В оглавии — высокорельефное чеканное изображение Спаса Нерукотворного.
Внутри серебряного креста, служащего ковчегом, вложен медный литой двустворчатый энколпион с литым Распятием на лицевой стороне и Богоматерью на оборотной.
Необычен по своей форме и способу декорировки крест XIV века, имеющий овальное средокрестие, украшенное с лицевой стороны на гладком фоне литым изображением Спаса на престоле и резными в рост предстоящими. Принцип использования накладных литых фигур на серебряных изделиях характерен для произведений новгородского искусства, в Новгороде он появился ранее чем в Москве, но сочетание в одной композиции литой и резных фигур, исполненных уверенным резцом мастера, представляет самостоятельный, ранее не известный вариант.
Крест-мощевик XIV век
Краткое описание:
- Крест — XIV век Россия.
- Серебро, литьё, чернь, чеканка.
- Крест — 8.2 х 4.5.
- Пост. из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
- Инв. МР-6092
На лицевой стороне в овальном средокрестии — накладное литое изображение Спаса на престоле с евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки. По сторонам от престола — резные в рост предстоящие Богоматери и Иоанн Предтеча.
Оборотная сторона гладкая, с резными надписями о мощах Марка-евангелиста, Игнатия-богоносца, Священомученика Антипы, мучеников Никиты и Варвары и св. Меркурия.
Оглавие прямоугольное со скошенными углами и резным шестнадцатиконечным, так называемым архиерейским, крестом.
Серебряный крест XV века из ризницы Благовещенского собора, служащий ковчегом для более раннего литого креста-энколпиона домонгольского периода, исполнен в иной манере. Повторяющий форму древнего четырёхконечного креста с выступами на каждом конце, украшенный с двух сторон черневыми изображениями, он даёт представление об ещё одном виде прикладного искусства — гравировке с чернью.
Крест-мощевик оборотная сторона — Вторая половина XIV века
Краткое описание:
- Крест — XIV век Москва.
- Серебро, чернь, резьба.
- Крест — 13,7 х 6.
- Пост. из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
- Инв. МР-6176
На лицевой стороне креста, имеющего форму квадрифолия, резное изображение Распятия с поясными предстоящими. На верхнем конце — погрудное изображение обращённым друг к другу архангелов с надписями: "Михаило Гаврилъ".
На оборотной стороне на черном фоне — фронтальное изображение Николы Зарайского в рост с евангелием и платом в левой руке. Кресты на омофоре залиты толстым слоем черни. Над изображением надпись: "Никола".
Крест-мощевик оборотная сторона — Начало XVI века
Краткое описание:
- Крест — XVI век Новгород.
- Серебро, резьба, литьё, золочение.
- Крест — 10 х 5,5.
- Пост. из Государственного музейного фонда в 1925 г.
- Инв. МР-6057
На лицевой стороне — накладное литое изображение Распятия на фоне стилизованного растительного узора.
На оборотной стороне — резное изображение св. Варлаама в рост, в трёхчетвертном повороте, с посохом в правой руке. Над головой святого резная надпись: "Варламъ", в средокрестии: "шестеры мощи святых".
На концах креста — резные буквы, составляющие имя"Яковъ" (возможно, это имя мастера). Оглавие гранёное, расширяющееся в верхней части, с резным изображением голгофского креста с тростью и копием, и монограммой Христа.
Интересна композиция "Троицы" на верхнем конце креста. Владея высоким мастерством рисунка, художник в графической манере как бы "пишет" чернью по серебру. Черневое письмо на серебряных крестах-ковчегах XIV—XV веков даёт возможность судить о широком и разнообразном использовании мастерами технических приёмов черни.
В XV веке наблюдается заметное повышение уровня художественного ремесла, вызванное общим подъёмом русской культуры, тесно связанным с экономическим и политическим расцветом страны, упрочением и развитием русской государственности. В этот период всё более усиливается влияние Москвы не только как политического, но и как главного художественного центра и формируется единый общенациональный стиль в искусстве.
Первоклассным памятником этого времени является серебряный золочёный ковчег-мощевик из ризнины Благовещенского собора, который относится к произведениям серебряников Московской Руси. Литые накладные фигурки Деисуса по своим иконографическим и стилистическим признакам очень близки к изображениям на реликварии удельных радонежских князей, относящемся к первой трети XV века и находящимся в собрании Загорского музея.
Ковчег-мощевик (Фрагмент) — XV век
Краткое описание:
— XV век Россия.
— Серебро, литьё, скань, резьба, золочение.
— 5,5 х 4,5 х 1,2.
— Пост. из Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
— Инв. МР-6019/1-2
Ковчег в виде прямоугольной коробочки с выдвижной крышкой, с литым накладным изображением трёхфигурного Деисуса, с резными надписями у нимбов. Контуры обведены двойным сканым жгутом.
Оборотная сторона гладкая.
Применение литых фигурок на панагиях, ковчегах было традиционным на протяжении XV века. В следующем XVI столетии серебряное литьё уступает место чеканке и резьбе.
Музеи Московского Кремля обладают уникальными произведениями прикладного искусства XVI века, отражающими черты нового, московского стиля. Серебряные изделия XVI века, хранящиеся в фондах музеев Кремля, дают дополнительный материал для характеристики того периода в развитии русского искусства, когда усиливается процесс концентрации творческих сил Руси и постепенно сглаживаются различия между местными художественными школами.
Резная двухсторонняя панагия XVI века из Благовещенского собора — прекрасный образец искусства гравюры на серебре — может служить примером этого. Она свидетельствует об увеличении числа иконографических изображений в середине XVI века. Вписанные в круги лицевые изображения строги, лаконичны, без лишних деталей. Они выполнены не глубокой резной линией, идущей по основным контурам рисунка.
Панагия (лицевая сторона)
Краткое описание:
- Начало XVI века, Россия.
- Серебро, скань, резьба, золочение.
- 10 х 7
- Пост. из Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
- Происходит из Соловецкого монастыря.
- Инв. МР-6095
На лицевой стороне в круглом клейме с резной литургической надписью — резной поясное изображение Спаса с надписью на фоне "IC XC".
В малых круглых клеймах по краю — погрудные изображения апостолов Пестра и Павла, евангелистов Матвея и Марка. Около изображений — резные надписи с именами святых, а по наружному краю — литургическая надпись.
Среди различных видов ювелирной техники, применявшихся в XVI веке наивысшего расцвета достигает чернь, занимавшая одно из первых мест по своему художественному значению и разнообразию применения. Интересно техника орнаментации черневого венца с оклада иконы XVI века отличная от всех известных ранее. Гладкая поверхность металла сначала покрывалась тонким слоем черни, затем на этом фоне гравировался орнамент из серебряных трав и фигурных клейм с нежным золочением.
Особой декоративностью отличаются черневые узоры на золоте. Серебряный складень с резными композициями на внутренней стороне створок имеет внутри икону конца XVI века в золотом окладе, с жемчужной обнизью и драгоценными камнями. Черневой орнамент по золотому канфаренному фону служит основным средством художественной выразительности вещи в целом.
Панагия (оборотная сторона)
Краткое описание:
В центре — резное изображение Богоматери Знамения.
В двенадцати малых клемах по краю — резные изображения Иоана Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Дмитрия Солунского, святых Фёдора, Антония, Демьяна, Козьмы, Саввы, Фёдора Стратилата, Георгия Победоносца, Николы. Оглавие квадрифолийной формы, на лицевой стороне имеет резное изображение Спаса Нерукотворного, на оборотной — резную надпись: "часть древа креста господняя, часть гроба господня".
Контуры панагии и оглавия обведены толстым сканым жгутом.
Ковш серебряный 1682 год
- Россия
- Серебро, чеканка, резьба, золочение.
- 7,8 х 29 х 17,5 см
- Пост. из музея бывшего Строгановского училища до 1923 г.
- Инв. МР-1832
Ковш наградной. Золочёные спуски у носика и ручки украшены резным растительным орнаментом и головками фантастических животных.
В центре ковша — выпуклая мишень с резным изображение двуглавого орла. С наружной стороны ковша в четырёх золочёных кругах и по венцу резная надпись вязью: "божиею милостию великие государи цари великие князи Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич всея великия и малая и белыя России самодержци пожаловали сим ковшемъ дияка Федора Мартынова за крымскую службу что он в прошлом во 7190 (1682) году посылан был в Крым в посланниках с столником с Назаром Емелницким в товарищах".
Попытки розыска серебряной руды на Руси восходят к началу XVII века. Большой интерес в этой связи представляет хранящийся в ЦГАДА царский указ о выдаче государева жалованья сукна и камки из Приказа Большой казны "плавильщику аглечанину Давыду Фонлесу... да иноземцем же Чарлосу Джонсу да Данилу Чомлину да аптекарского приказу переводчику Самоилу Володимерову а пожаловал их государь за сыск и за опыт серебряные руды".
В XVII веке, как и в предыдущие столетия, исходным материалом при создании изделий служили те иностранные серебряные монеты, которые ввозились в Россию, но не имели хождения в качестве денежных единиц. Упоминания об этом нередко встречается в надписях на серебряных вещах.
В это время в противовес церковному мировоззрению закладывается основы новой светской культуры. Дальнейшему развитию русского прикладного искусства и одного из его важнейших видов — ювелирного дела способствовали преодоления сковывающего влияния церковных канонов и тесная связь с народным искусством.
Художественная культура Москвы, унаследовавшая веками накопленные традиции старых удельных центров, занимает особое место в развитии древнерусского прикладного искусства. Производство художественных мастерских Московского Кремля — Золотой, Серебряной, Оружейной, Государевой и Царицыной палат, — значительно расширившееся в XVI веке, достигло высшего уровня в XVII столетии.
Этот период наиболее полно представлен в коллекциях музея. Уникальными памятниками древнерусского прикладного искусства первой половины XVII века, выполненными из драгоценного металла лучшими мастерами Серебряной палаты являются крышки рак (надгробий) царевича Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 году, Кирилла Белозерского 3 основателя одного из крупнейших монастырей на Русском Севере, умершего в 1427 году.
В музеях нашей страны хранятся лишь три подобных памятника. Два из них — крышки рак царевича Дмитрия Кирилла Белозерского — в музеях Кремля в Москве, а третий — крышка раки Александра Свирского — в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1628 — 1630 годах по царскому указу для Архангельского собора Московского Кремля, являвшегося усыпальницей русских князей и царей, была создана рака царевича Дмитрия, по праву признанная шедевром прикладного искусства в Древней Руси.
Этот заказ был вручён одному из лучших серебряников — Гавриле Овдокимову, золотого и серебряного дела жалованному мастером первой статьи, около 40 лет проработавшему в Серебряной палате. Вместе с Гаврилой Овдокимовым работали и другие мастера — Павел Власьев, Тимофей Иванов, Василий Коровников, Василий Малосолец. Имена Василия Коровникова и Василия Малосольца встречаются в документах Приказа Большой казны с 1621 по 1645 год. Виртуозно владея техническими приёмами обработки драгоценного металла, московские серебряники создали исключительное по совершенству и художественному вкусу произведение.
Серебряная, золочёная крышка раки с чеканным, высокого рельефа изображением царевича в рост украшена крупными драгоценными камнями золотых кастах с эмалью и жемчужной обнизью. Почти вся поверхность крышки по канфаренному фону чеканена травным узором из крупных четырех лопастных клейм и спиральным вьющихся стеблей с листьями. На полях рамы расположены круглые литые дробницы с соимёнными святыми членов царской семьи. К сожалению, сама серебряная рака не сохранилась до наших дней, она была похищена в 1812 году. Драгоценный металл, с которого изготавливались раки, часто служил причиной их гибели, и многие из них известные нам теперь лишь по описанию и архивным документам.
Такая же участь чуть было не постигла и раку Кирилла Белозерского, исполненную мастерами Серебряной палаты в 1643 году. Некоторые исследователи считали её утраченной. В результате длительной исследовательской работы в фондах музеях Кремля были выявлены многочисленные фрагменты и детали некогда единого монументального произведения.
В 1975 году верхняя крышка раки была вновь воссоздана замечательными реставраторами В. М. Германюком, А. Б. Наумовым, Н. И. Долговым.
На серебряной золочёной крышки раки Кирилл представлен в рос, в ниспадающей мягкими складками мантии с откинутым куколем. Плавные, округлые линии бороды и плеч повторяются в спиралях орнамента аналаве. Несмотря на каноничность, образ Кирилла полон живых черт: обозначены глубокие морщины на лбу, впалые щёки, строгие глаза под высокими дугами бровей, твёрдо сжатые губы. В лице передано состояние глубокой сосредоточенности, аскетической неподвижности и вместе с тем одухотворённости. Нарядный венец с крупными драгоценными камнями подчёркивает значительность образа. Фигура не "погружена" в орнамент, а приподнята над ним и образует самостоятельный отчётливый силуэт. Чеканный узор растительных клейм со связующими трилистниками в центре стилистически близок орнаментации клейм на крышки раки царевича Дмитрия.
Следует отметить также сходство общей композиции реалистическую трактовку лиц, пластичность чеканных фигур, общность ритма спиралей орнамента, идущего от линии рук к низу, и, наконец, главное, что сближает эти памятники, — исключительно высокий уровень чеканного мастерства.
Всего 13 лет разделяют время создания двух шедевров. В Серебряной палате помимо Гаврилы Овдокимова ещё продолжал работать Василий Коровников — один из создателей раки царевича Дмитрия. В 1630 году поступил на службу Сенька Ярославец (Ярославец Семён Васильев), жалованный мастер, проработавший в ней более 40 лет и принимавший участие в исполнении царских заказов в Кирилло-Белозерского монастыря.
В списке годовым окладом государевых мастеров его имя стоит в след за именем Гаврилы Овдокимова выдающегося знаменщика Симона Ушакова.
Видимо, "производственные" возможности Серебряной палаты в период наивысшего расцвета были таковы, что создание памятников высочайшего художественного уровня шло параллельно. Свидетельством этому может служить краткий и далеко не полный перечень сохранившихся замечательных образцов чеканного искусства.
1643 год — серебряная рака Кирилла Белозёрского, серебряная рака Александра Свирского, царские врата Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
1645 год — Царские врата церкви Кирилла и Успенского собора Кирилла-Белозерского монастыря.
Лучшие традиции мастеров Серебряной палаты в дальнейшем развивались и воплощались в работах московских серебряников второй половины и конца XVII века.
На всю Россию славилась искусством своих мастеров Оружейная палата. С 1656 по 1680 год её деятельностью руководил боярин и оружейничий Б, М, Хитрово. Дипломат человек высокообразованный, он был одним из первых русских собирателей произведений искусства. О большом художественном вкусе Б. М. Хитрово говорят принадлежавшие ему вещи: Хранящаяся ныне в экспозиции музея Оружейной палаты серебряная икона Анны Кашинской, серебряная с чернью тарелка, золотая с эмалью и драгоценными камнями иконка с изображением Сергия Радонежского (1967 г.) в собрании Загорского музея и публикуема в первые икона Николая Чудотворец (1675 г.), выполненная в технике эмали скани на серебряной золочёной пластине. Изысканные сочетания цвета прозрачной и расписной эмали придают иконе яркий, праздничный, нарядный вид. Белый, крещатый орнамент по зелёному фону на фелони, прозрачная зелёная и голубая эмаль подризника, жёлтая кайма и ряд белых горошин на епитрахили, растительный сканый орнамент, залитый эмалью белого, сиреневого, голубого, жёлтого и зелёного тонов не подкладки фелони и омофора, эмалевых в сканых оформлениях узоры на накладных трубках, образующих рамку иконы, — всё выполнено на высоком профессиональном уровне и говорит о незаурядном вкусе заказчика. С обратной стороны иконы в овальном резном картуше — надпись о вкладе иконы в церковь Николы Явленного, "что за Смоленскими вороты", боярином и оружейничим Б, М, Хитрово.
Тарелка — XVII век
Краткое описание:
- XVII век, Москва.
- Серебро, чернь, скань, резьба, золочение.
- Диаметр — 21 см.
- Пост. из фонда церковных ценностей в 1926 г.
- Инв. МР-4483
В центре на гладком фоне — резные золочёные тюльпаны.
Широкий борт по мелкотравному черневому фону украшен резными золочёными стеблями с трилистниками, сканой косичкой и двамя скаными жгутиками.
Сканые, в виде цветов и листьев ячейки панагии XVII века заполнены эмалью голубого, зелёного и жёлтого цвета, высокие касты с драгоценными камнями на цате XVII века также декорированы цветными эмалями. Новый художественный приём — декоративная роспись эмалевыми красками, так называемая расписная эмаль, довольно часто применялась московскими эмальерами XVII века. Такова киотчатая дробница с митры, "городки" на венце окладе иконы и другие предметы.
В фондах музеев хранится большое количество вещей с надписями. Одни содержат нравоучения или поговорки, другие, и их особенно много, имеют литургический характер. Все они органически вплетаются в декор изделий. Выполненные сложной и красивой вязью в полосах, кругах, ромбах и клеймах, они часто являются основным или даже единственным элементом декора поверхности предмета.
Особую историческую ценность представляют сохранившиеся на серебряных изделиях XVII века надписи, содержащие имя мастера и другие важные сведения о создании того или иного произведения.
Надпись на водосвятной чаше 1695 года свидетельствуют об использовании серебряных монет для её изготовления: "а делал Государевы Серебряные палаты мастер Матвей Агеев из голых ефимков". (Ефимок — Русское название высокопробной серебряной монеты иоахимсталера, впервые выпущенной графами Шлик в городе Иоахимстале в Чехии.)
Серебряная золочёная чаша весом более 11 килограммов выполнена в стиле русского барокко, украшена овальными резными клеймами в пышном цветочном обрамлении, внутри на дне — золочёная мишень с чеканной композицией "Знамения".
На внутренней стороне съёмной крышки — золочёная мишень с изображением Троицы. Высокий восьмигранный поддон с прорезным фигурным краем вверху имеет поясок в виде венка из листьев и накладной подзор из опущенных вниз трилистников. Каждая грань заполнена пышным резным цветочным орнаментом. Литые фигурные ручки на овальном шарнире завершают декоративное оформление чаши. Вкладная надпись на чаше указывает на имя мастера черневого дела XVII века, дату создания, а также сведения о том, что жалованные мастера Серебряной палаты выполняли заказы частных лиц.
Серебряная выносная лампада, выполненная в 1692 году Семёном Медведевым — мастером, работавшем при Патриаршем дворе, поступила в фонды музеев Кремля из Патриаршей ризницы в 1920 году. Расходные книги патриаршей казны содержат запись о том, что она была сделана "из домовых казённых ефимков в патриаршую ризную казну" — ещё одно свидетельство употребление монет в качестве сырья при изготовлении серебряных изделий.
Запись в расходных книгах сообщает следующее: "Лампада выносная на трёх круглых чеканных подножках. Верхняя чаша ложчата, ложки длинныя. Стоянец под верхним и нижним яблоками сделан тюльпанцем, под верхним тюльпанцем до среднего яблока чеканен верёвкою, на поддоне и на стоянце на трёх яблоках накладки белыя, прорезныя, травчатыя. На лампаде трубка сделана тюльпанцем же, а на поддоне и по исподнему венцу кругом травы чеканныя, а на поддоне кругом надпись..."
В богатой патриаршей казне хранились золотые и серебряные кресты, потиры, дискосы, звездицы, рипиды, евангелия и иконы в драгоценных окладах, облачения, митры, посохи, панагии, которые использовались во время торжественных служб в кремлёвских церквах и соборах.
Помимо мастеров Золотой и Серебряной палат, для нужд Патриаршего двора трудились многочисленные художники, ремесленники различных специальностей, мастера золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, объединённые в особой мастерской при Патриаршем дворе.
Оформление пышных церковных церемоний требовало создания большого количества роскошной церковной утвари, отличающейся великолепием отделки. Таковы черневый потир и два дискоса, детали богатых окладов икон — венцы и цаты, обильно украшенные драгоценными камнями, жемчугом и эмалью.
Оклад иконы Тихвинская богоматерь по насыщенности декора, разнообразию приёмов обработки драгоценного металла отражает типичное для искусства XVII века стремление к пышности и узорочью.
Запись в расходных книгах сообщает следующее: "Лампада выносная на трёх круглых чеканных подножках. Верхняя чаша ложчата, ложки длинныя. Стоянец под верхним и нижним яблоками сделан тюльпанцем, под верхним тюльпанцем до среднего яблока чеканен верёвкою, на поддоне и на стоянце на трёх яблоках накладки белыя, прорезныя, травчатыя. На лампаде трубка сделана тюльпанцем же, а на поддоне и по исподнему венцу кругом травы чеканныя, а на поддоне кругом надпись..."
В богатой патриаршей казне хранились золотые и серебряные кресты, потиры, дискосы, звездицы, рипиды, евангелия и иконы в драгоценных окладах, облачения, митры, посохи, панагии, которые использовались во время торжественных служб в кремлёвских церквах и соборах.
Помимо мастеров Золотой и Серебряной палат, для нужд Патриаршего двора трудились многочисленные художники, ремесленники различных специальностей, мастера золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, объединённые в особой мастерской при Патриаршем дворе.
Оформление пышных церковных церемоний требовало создания большого количества роскошной церковной утвари, отличающейся великолепием отделки. Таковы черневый потир и два дискоса, детали богатых окладов икон — венцы и цаты, обильно украшенные драгоценными камнями, жемчугом и эмалью.
Оклад иконы Тихвинская богоматерь по насыщенности декора, разнообразию приёмов обработки драгоценного металла отражает типичное для искусства XVII века стремление к пышности и узорочью.
В мастерских Московского Кремля изготовлялись также предметы, предназначавшиеся для вкладов в различные монастыри и церкви, — напрестольные серебряные золочёные кресты, потиры, лампады и другие.
Исполненные лучшими кремлёвскими мастерами, они богато орнаментировались чеканными растительными узорами, украшались жемчужной обнизью, драгоценными камнями и эмалями.
По своим художественным достоинствам они являлись прекрасными образцами прикладного искусства второй половины XVII века.
О большом таланте художника, в совершенстве владеющего техническим мастерством обработки драгоценного металла, свидетельствует чеканный оклад евангелия из церкви подмосковного села Куркино. Одинаково владея высоким и низким рельефом, мастер создал религиозные композиции, которые трактует как обыкновенные бытовые сцены, в реальной конкретной обстановки, с деталями одежд, интерьеров и архитектурных пейзажей.
Круг изделий мастерских Московского Кремля был достаточно разнообразен. На ряду с предметами церковного обихода московские мастера создавали много бытовых вещей и посуды.
Серебряная столовая и питьевая посуда, имевшая широкое распространение не только в царском и патриаршем быту, но и в среде богатых и знатных бояр, представлена прекрасными образцами, исполненными московскими мастерами XVII века.
Примечательны слова историка И. Забелина о роли золотой и серебряной посуды в русской жизни XVII века: "Посуда золотая, а большей частью серебряная составляла после икон едва ли не первую статью комнатного убранства..." Украшавшая поставцы она бережно хранилась, передавалась по наследству, тщательно описывалась в описях имущества. На протяжении длительного времени на Руси устойчиво сохранялись традиционные формы посуды — братины, ковши, корчики, чарки.
Из Основного собрания Оружейной палаты происходит серебряный гладкий, с раструбом к верху стакан — "государевъ хоромной", тарелка с черневым орнаментом и резным изображением двуглавого орла в центре, принадлежавшая Петру I, из Патриаршей ризницы — серебряные, золочёные, с драгоценными камнями, эмалью и жемчугом ложки с коротким череном
Тарелка — Конец XVII века
Краткое описание:
- Конец XVII века, Москва.
- Серебро, чернь, резьба, золочение.
- Диаметр — 21,5 см.
- Основное собрание Оружейной палаты.
- Инв. МР-4484
В центре на черневом фоне — резное золочёное изображение двуглавого орла под тремя коронами. Вокруг орла — лавровый венок и лента с резной надписью: "великого государя царя и малыя и белыя России самодержца".
По широкому борту на фоне мелкотравного черневого орнамента — резные золочёные цветы и листья.
Стакан серебряный — Первая половина XVII века
Краткое описание:
- Первая половина XVII века, Россия.
- Серебро, чеканка, резьба, золочение.
- Высота — 12,8 см, диаметр — 12,5 см.
- Мастерские Московского Кремля.
- Инв. МР-4400
Золочёный венец урашен резной надписью вязью о принадлежности царю Михоилу Романову: "божиею милостию велики государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии самодержецъ".
На дне резная надпись: "государев хоромной".
Ложка — Вторая половина XVII века
Краткое описание:
- Вторая половина XVII века, Россия.
- Серебро, бирюза, литьё, резьба, золочение.
- Длина — 13 см.
- Пост. из Патриаршей ризницы в 1920 г.
- Инв. МР-4336
С внешней стороны, по краю, на золочёном фоне резная надпись: "ложка преосвещеннаго Питирима митрополита Великаго Нова города и Великих Лукъ".
Короткая восьмигранная ручка завершается круглой гирькой с бирюзой.
Ложки — Вторая половина XVII века
Краткое описание:
- Вторая половина XVII века, Россия.
- Серебро, жемчуг, альмандины, бирюза, стекла, литьё, эмаль, золочение.
- Длина — 13 см.
- Пост. из Патриаршей ризницы в 1920 г.
- Инв. МР-3763, МР-3764
С внешней и внутренней стороны, размещены два белых, фигурной формы, эмалевых клейма, украшенных золочёными побегами, альмандинами, стёклами. Короткая восьмигранная ручка с мелкими жемчужинами, с эмалью завершается бирюзой в гладком касте.
Два золочёный резных спуска с изображением плодов и цветов, переплетающихся с головками птиц и фантастических животных, надпись по венцу: "братина Устина Фёдорова Зеленова", искусно превращённая мастером в орнаментальную полосу, невысокий чеканный поддон составляет её убранство. Внутри братина вызолочена, это усиливает контраст матовой и блестящей золочёной поверхности.
Братина — XVII век
Краткое описание:
- XVII век, Россия.
- Серебро, чеканка, резьба, золочение.
- Высота — 10,8 см, диаметр — 12 см.
- Пост. из собрания Л. К. Зубалова в 1924 г.
- Инв. МР-5079
Широкий венец украшен резной надписью: "братина Устина Федорова Зеленова".
По тулову — два золочёных резных спуска с изображением плодов и цветов, переплетающиеся с головками птиц и фантастических животных. Внутри вызолочена.
В торжественные дни праздников, при приёмах послов, за брачными столами, братины употреблялись как заздравные чаши, но они имели также и значение поминальных чаш, которые ставили на гроб умерших.Братина — Начало XVII века
Краткое описание:
- Начало XVII века, Москва.
- Серебро, чеканка, резьба, золочение.
- Высота — 11,7 см, диаметр — 15 см.
- Основное собрание Оружейной палаты.
- Инв. МР-5108
По тулову размещены три круглых золочёных клейма с надписью: "братина Георгия Ондреева с(ы) на Корзина".
Золочёный венец украшен чеканным орнаментом в виде непрерывно вьющегося стебля.
Русские ладьевидные ковши использовались и как ковши-питьи, а со второй половины XVII века как наградные, изготовленные специально для пожалований за гражданские и военные заслуги. Таков ковш 1682 года работы московских мастеров, пожалованный царями Петром и Иваном дьяку Фёдору Мартынову за его "крымскую службу".
Кроме ковшей и братин, широкое распространение имели серебряные разнообразной формы и размеров чарки, из которых пились крепкие напитки, "зелено заморское вино". С большой творческой фантазией выполнена серебряная, золочёная, на высоком поддоне чарка Иосифа Облезова. На круглой мишени внутри чеканены фантастические обитатели моря, чеканная "сорочка" украшена сценой борьбы орла и дракона и библейским сюжетом "Самсон, раздирающий пасть льву".
Чарка — XVII век
Краткое описание:
- Москва
- Серебро, литьё, чеканка, резьба, канфаренье, золочение.
- 4,7 х 10,2 х 7,2 (см.)
- Пост. из фонда церковных ценностей в 1923 г.
- Инв. МР-5189
Чарка серебряная, золочёная, в чеканной "сорочке", с литой прорезной полкой, на поддоне. По тулову чеканные сцены: Самсон, раздирающий пасть льву, борьба орла и дракона, противостоящие лев и единорог, две птицы на ветвях. По венцу — резная надпись вязью: "чарка Иосифа Семенова сына Облезова пити из нея на здравие и на виселие хваля и моля бога".
Внутри чеканная мишень с изображением фантастических обитателей моря.
Чарка — 1704 год
Краткое описание:
- Москва
- Мастер Иванов Пётр
- Клейма: именное мастера [П.ИВ], годовое (УД)
- Серебро, чернь, резьба, литьё, золочение.
- 2,3 х 10,2 х 7,2 (см.)
- Пост. из Государственного хранилища ценностей в 1924 г.
- Инв. МР-5178
Чарка серебряная, золочёная, с чернью, на трёх ножках в виде птичьих лап на шариках. Внутри, на дне, в круглом клейме — резные золочёные цветы и бутоны на черневом фоне. С наружной стороны на фоне мелкотравного черневого орнамента — золочёные побеги с листьями.
Полка (ручка) фигурная, прорезная, с чернью.
Небольшая низкая чарка на трёх шарика-ножках работы московского мастера Петра Иванова отличается исключительным изяществом пропорций и красотой черневого орнамента. Золочёная рукоять "точила добраго человека" — редкой бытовой вещи XVII века — орнаментирована свободна вьющимися золочёнными побегами с листьями по черневому фону и крупными, реалистически трактованными черневыми тюльпанами. На бытовых вещах всё более заметно становится стремление художников к реалистическому изображению цветов, трав, птиц и животных.Точило— XVII век
Краткое описание:
- XVII век, Россия.
- Серебро, камень, чернь, резьба, золочение.
- Длина 16 (см.)
- Основное собрание Оружейной палаты
- Инв. МР-5193
Рукоять обложена серебром с разными золочёными травами по черневому фону. На одной из граней бруска — резная надпись: "Точило добраго человека".
Сундучок — XVII век
Краткое описание:
- XVII век, Россия.
- Серебро, резьба, чеканка, золочение.
- 8,3 х 6,5 х 8 (см.)
- Пост. из дворцового имущества в 1882 г.
- Инв. МР-5203
Резные подсолнухи на толстых стеблях, птицы с распростёртыми крыльями украшают откидную крышку и боковые стенки маленького серебряного сундучка XVII века. Золочёный футляр для очков с двух сторон имеет резное изображение попугая на фоне пышного растительного узора. При общности художественных приёмов работы русских серебряников этого периода отличает разнообразие и индивидуальность исполнения.
Четырёх скатная откидная крышка и боковые стенки украшены резными подсолнухами на толстых стеблях и изображением птицы с распростёртыми крыльями. На четырёх ножках-шариках — чеканные многолепестковые розетки.
Футляр для очков — XVII век
Краткое описание:
- XVII век, Россия.
- Серебро, резьба, золочение.
- 6,5 х 4,7 (см.)
- Пост. из Патриаршей ризницы в 1920 г.
- Инв. МР-5205
Золочёный, грушевидной формы футляр с двух сторон украшен резным орнаментом из трав и цветов и изображение птицы. Нижняя часть в виде дужки закреплена на шарнире. Вверху — кольцо для подвешивания.
Рясны XVI век
- Россия.
- Серебро, жемчуг, бирюза, альмандины, скань, эмаль, золочение.
- 17 х 5 (см.)
- Пост. из Владимиро-Суздальского областного музея в 1931 г.
- Происходят из Покровского монастыря г. Суздале.
- Инв. МР-5763/1-2Рясны кафимского жемчуга, прядены в три нити с пронизками из шерсти сканых золочёных птичек и скаными полулунками на конце каждой пряди. Колодки в форме изогнутых рыб украшены сканью, эмалью, жемчужинами на спнях, альмандинами и бирюзой.
Серьги. XVI век и Серьги конец XVII века
Вверху Серьги XVI век. Россия.
- Серебро, жемчуг, скань, золочение.
- 5 х 1,5 (см.)
- Пост. из Владимиро-Суздальского областного музея в 1931 г.
- Происходят из Покровского монастыря г. Суздаля.
- Инв. МР-2651/1-2
Пара золочёных серёг в виде птиц, так называемые голубцы, с двух сторон украшенных сканными колечками. Внизу подвижно закреплены на спнях-пружинках три жемчужены.
Ниже слева серьги XVI века Россия
- Серебро, сапфиры, жемчуг, золочение
- 4,8 х 1 см
- Пост. из Благовещенского собора Московского Кремля в 1920-е гг.
- Инв. МР-2653/1-2
Внизу справа серьги конца XVII века, Россия
- Серебро, сапфиры, литьё, золочение
- 6 х 2,5 см
- Пост. из собрания П.Ф. Коробанова в 1851 году.
- Инв. МР-2645/1-2
Жемчужные рясны XVII века отмечены не только высоким мастерством ювелира-серебряника, применившего для их украшения скань, эмаль, альмандины, бирюзу, но и тончайшим искусством низания жемчуга.
Рясны XVI в.
- Россия.
- Золото, серебро, жемчуг, бирюза, альмандины, скань, басма, золочение.
- 22,2 х 5,2 (см.)
- Пост. из Владимиро-Суздальского областного музея в 1931 г.
- Происходят из Покровского монастыря г. Суздале.
- Инв. МР-5764/1-2
К числу редких ювелирных изделий можно отнести подвески "Медвежий коготь" в серебряной, золочёной оправе с эмалью, драгоценными камнями и надписями именами владельцев. Архивные документы содержат сведения о том, что подобные вещи делали в Москве ещё во времена Ивана III.
Подвески "Медвежий коготь" начало XVII века
- Россия.
- Cеребро, драгоценные камни, нефрит, коготь медвежий, эмаль, резьба, золочение, насечка золотом.
- 7 х 2,7; 6,5 х 2,5 (см.)
- Пост. из собрания П. Ф. Коробанова в 1851 г.
- Инв. МР-9038, МР-9036
На второй подвеске оправа украшена поясками из чередующихся рубинов и изумрудов. Между поясками по эмали красного цвета золочёная надпись: "кеготь князь Якова Кудеаров".
В 1922 году из Государственного хранилища ценностей в музеи Кремля поступило обширное собрание прикладного искусства Соловецкого монастыря. В отличие от памятников древнерусского серебра, попавших сюда из других монастырей в различные годы, различными путями и не редко утративших обозначение места их первоначального нахождения, коллекция Соловецкого монастыря является самой значительной из поступлений первых поле революционных лет и до настоящего времени хранится как самостоятельный комплекс.
В середине XVI века приглашённые из Новгорода и Москвы мастера, вероятно обучали художественному ремеслу учеников из монастырской братии. Произведениям художественного серебра соловецкого собрания свойственны черты рафинированного московского искусства и намеренная архаизация, подчеркнуто старые традиции, широко использовавшиеся новгородскими мастерами. К сожалению, прикладное искусство Соловецкого монастыря ещё недостаточно изучено в отличие от его архитектурных памятников и собрания икон, которым посвящены монографические исследования последних лет.
Краткие напоминания о наиболее ценных реликвиях из ризниц соловецких церквей можно найти лишь в дореволюционных изданиях. Тем больший интерес представляют публикуемы впервые серебряные изделия, хранившиеся ранее в Соловецком монастыре.
Потир 1595 года, принадлежавший соловецкому игумену Якову, несомненно, был исполнен мастером, тяготевшим к новгородской школе прикладного искусства. Золочёная конусообразная чаша имеет 8 клейм в виде киотцев с резным поясным изображением Деисуса. Фигуры святых из деисусного чина, несмотря на небольшие размеры, производят впечатление величавой торжественности и монументальности. Широкая полоса по венцу чаши с традиционной литургической надписью по характеру начертания букв — утолщённых, свободно отстоящих друг от друга — имеет не мало аналогий среди новгородских памятников прикладного искусства.
Потир — 1595 г. Россия
Краткое описание:
- XVI век Россия.
- Серебро, чеканка, скань, резьба, канфаренье, золочение.
- Высота — 22,2 см, диаметр — 15 см
- Пост. из Государственного хранилища ценностей в 1922 г.
- Происходит из Соловецкого монастыря.
- Инв. МР-6019/1-2
На чаше — 8 киотообразных клейм с резным поясным изображением Деисуса. Стоят в верхней части чеканен восемью "ложками" и украшен орнаментальным пояском.
Чеканный "ложчатый" поддон по отогнутому краю имеет резную надпись: "лета 7103 (1595) сии сосуди игумена Якова Соловечкого монастыря"
Близка к новгородской культуре янтарная панагия XVI века в серебряной золочёной сканой оправе.
Восьмиугольная с вогнутыми сторонами оправа украшена гладкими спиралевидными крупными завитками и мелкими кружочками витой проволоки. Возможно, панагия была сделана в самом монастыре мастером, хорошо знакомым с приёмами работы и орнаментальными мотивами, использовавшимися новгородцами, о чём свидетельствуют плавный ритм сканого узора и чёткость рисунка, свойственные новгородским сканым изделиям.
Среди достопримечательностей соборной Преображенской церкви монастырские описи отмечают серебряный золочёный басменный ковчег с двусторонней иконой великомученицы Марины. Черневое изображение Марины на гладкой серебряной пластине отличается тонкостью исполнения, ярко выраженными элементами графичности, характерными для искусства черни XVI — XVII века. Четкий линейно-контурный рисунок, стройные, удлинённые пропорции силуэта фигуры, лёгкие штрихи, придающие изображению объёмность и пространственность, по красоте и изяществу не уступают лучшим образцам черневой графики кремлёвских мастеров, в частности изображениям на золотом ковчеге Ирины Годуновой, созданном в 1589 году, из Оружейной палаты.
Церковное серебро из ризницы Соловецкого монастыря по своему художественному достоинству может быть поставлено в один ряд с первоклассными произведениями столичных мастерских.
Высоким уровнем чеканного искусства отмечены оклады икон соловецкого собрания. Интересным образцом является также кадило, созданное в конце XVII века. Его полушария эффектно обработаны чеканными высокого рельефа "ложками" — излюбленным приёмом, широко применявшимся московскими мастерами серебряного дела. Особого внимания заслуживает серебряный, золочёный оклад иконы Вседержителя с припадающими Зосимой и Савватием. В музеи Кремля оклад поступил в разрозненном виде: почти все детали были разъединены и сильно деформированы. Старейший реставратор М. Н, Костиков с группой молодых специалистов восстановили его из множества отдельных фрагментов, и теперь это произведение вновь изумляет великолепием и красотой.
Оклад почти сплошь покрыт чеканным растительным узором из крупных цветов и листьев. Переднюю стенку трона украшает орнамент в виде фантастических цветов и плодов, по бокам — чеканные балясины из объёмных полуколонок, разделённых крупными розетками. Сочетание густой рельефной чеканки с тонкой резьбой, выразительная пластика фигур, ритмичные спирали вьющихся побегов сообщают всей композиции динамизм и вместе с тем уравновешенность.
Пышный, нарядный чеканный орнамент оклада напоминает резьбу по дереву. Оклад имеет отличительную особенность, редко встречающуюся в памятниках подобного рода: на гладкой пластине, расположенной между фигурами припадающих, размещена надпись, содержащая историю создания вещи. Она сообщает не только дату создания оклада — 1703 год, имя заказчика — архимандрита Фирса, но, что особенно ценно и важно, имена мастеров-ювелиров.
Огромный по своим размерам оклад был исполнен двумя мастерами — соловецким монахом, резчиком Антонием и "приходящим" московским мастером Алексеем Игнатьевым сыном Первовым. Их имена мы не встречаем ни в одном из справочников и словарей мастеров. Таким образом, публикация оклада иконы Вседержителя с припадающими Зосимой и Савватием даёт возможность установить два новых, ранее неизвестных имени мастеров серебряного дела конца XVII — начала XVIII века.
Дальнейшее изучение соловецкого собрания прикладного искусства, представляющего большую историко-художественную ценность, позволит внести в научный оборот новые сведения одного из крупнейших монастырских комплексов Русского Севера и его мастерах.
Собрание древнерусского искусства XIV—XVII веков в фондах музеев Кремля характеризует исключительно высокий уровень русской художественной культуры. Памятники искусства русского средневековья отмечены неисчерпаемой народной фантазией и техническим совершенством исполнения.
К концу XVII века деятельность кремлёвских мастерских, занимавших ведущее место в художественной жизни страны, заметно стихает и затем прекращается вовсе. Лучшие художественные силы Москвы переводят в новую столицу — Петербург.
Данная информация представлена для ознакомительной цели, если Вам интересно узнать больше, присылайте комментарии (заявки) на продолжение рубрики, Также напишите, что интересует и какую полезную информацию хотели бы увидеть на нашем сайте.